Уроки Литературы
Само слово литература произошло от латинского «litera» – «буква». Художественная литература рассматривается как один из видов искусства наряду с живописью, музыкой, архитектурой и т.д. Если мы с вами обратимся, за помощью обозначения слова «литература» к словарям и энциклопедиям, то в большинстве случаев столкнёмся с пониманием, что «литература» - комплекс художественных текстов; изучает их наука литературоведение, включающая в себя теорию и историю литературы, литературную критику.
В своём учебном пособии, книге «История литературы» автор Костюрина Н.Ю. высказала мысль : «Границы художественной литературы неочевидны. К комплексу художественных текстов в разные эпохи примыкают и тексты религиозного содержания, и частная переписка, и научные трактаты, и другие тексты; их также изучает литературоведение. Наиболее общим будет представление о литературе как явлении, объединяющем все памятники устного и письменного творчества человека, к какой бы области деятельности и знания они не принадлежали».
Художественный образ создаётся при помощи творческой фантазии. Давайте на нашем первом с вами уроке литературы и поговорим о таком специфическом предмете, как воображение или фантазия. «Нет фантазии, - справедливо писал Вячеслав Шишков, - нет и искусства. Фантазия из потока действительных переживаний, наблюдений, фактов вьёт творческий узор вымысла. И этот вымысел под иным пером может оказаться верней, доподлинней живой правды». И действительно, только с помощью фантазии создаётся «выдумка» - необходимая основа искусства. На минуту представьте себе такую картину: - автор в своём произведении описывает жизнь, не преображая её силой своей фантазии, что произойдёт? Захочет ли читатель тратить своё драгоценное время, на ознакомление с простым копированием жизни? Без развитой способности воображения не может быть создан полноценный художественный образ. Конечно же, значение жизненной реальности нельзя преуменьшать, и всё же главное в искусстве не только факт, но художественное преображение.
Фантазия присуща не только мастерам искусства, она играет важную роль в науке и во всех областях технического изобретательства. В своей речи на XI съезде ВКП(б), Ленин сказал о фантазии: «Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности...»[38]. Тем более велика ее ценность в художественном творчестве.
В своей статье «Труд писателя» Цейтлин Александр Григорьевич по этой теме поделился своей мыслью таким образом: «Поэтическое воображение начинается с «мечты» — этой наиболее пассивной формы человеческой фантазии, лишенной еще внутренней сосредоточенности и целеустремленности. Примечательно, что в поэтическом словоупотреблении Пушкина понятия «мечта» и «воображение» разнятся. Так, муза оказывается у него «легким другом мечты», но лишь воображение обладает активными функциями. Оно оживляет «дремоту сердца», и самая муза приходит «на пир воображенья» уже не как друг, но как полновластный распорядитель на этом «пиру». В отличие от мечты, фантазия характеризуется особой активностью комбинирования и изобретения. Ее работа, обычно усиливающаяся в результате сильного эмоционального толчка, в сущности, никогда не прекращает своей деятельности».
Говоря о фантазии в сочинительстве произведений, нельзя не вспомнить творчество реалистов. Казалось бы, реалистам не нужно было скрывать фантазией действительность. Такой рационалистический писатель, как Чернышевский, говорил, что «главное в поэтическом таланте ...творческая фантазия» и что поэтому сам он, из-за недостатка воображения, «едва ли... поэт по природе». В то же время, если бы у него недоставало фантазии, он никогда не написал бы «снов» Веры Павловны, вдохновленный глубоко активной и зоркой фантазией социального утописта. Виднейшие реалистические писатели отличались высокоразвитой фантазией, доставлявшей им богатый материал для художественного творчества. Флобер недаром призывал писателей «совершать кругосветные путешествия, не выходя из своей комнаты».
Значение фантазии в творческом процессе писателя с особой настойчивостью подчеркивает Федин. «Правда жизни, — указывает он, — может быть передана в художественном произведении только с помощью творческой фантазии», она представляет собою «самый сильный инструмент писателя-художника... Богатство ассоциаций, блеск композиции, сила контрастов — могуче действенные приемы изобразительности. Все они, как и множество других приемов, дети одной матери, имя которой — воображение художника».
Валерий Кириогло