Валерий Кириогло: Мораль и религия
Возможно ли человеческую гордость контролировать в обществе? Хорошо это или плохо? Может ли гордость привести к преступлению?
Мораль
Давайте вначале дадим определение часто употребляющемуся в обществе слову «норма». В переводе с латинского языка оно обозначает — «руководящее начало, правило, образец». И всё же надо отметить тот факт, что нормы вырабатываются обществом, социальными группами, которые в него входят. Например, Франция имела колонии в Африке, в которой жили и каннибалы. Однажды работник-француз встретил каннибала и, зная, что у тех считается нормой убивать людей и употреблять в пищу, решил задать вопрос:
— Сейчас в магазинах, на фермах и т.д. есть немало мяса. Бери, покупай и ешь. Так зачем же убивать людей?
— Мы употребляем их в пищу, чтобы приобрести их смелость, характер, в общем, лучшие качества, — ответил каннибал и спросил: — Вот воюете, убиваете людей, а что вы с ними делаете потом?
— Закапываем, — сказал спокойно француз.
На что каннибал задумчиво произнёс:
— И зачем их убивать?
Этот пример нам служит доказательством того, что во всяком обществе есть свои правила, обычаи, традиции, из которых исходят социальные нормы. Кроме того, важна и мораль, по которой живёт общество. Так как обычаи и традиции общества могут нарушать правовые нормы, закреплённые в законах издаваемые государством описывающие границы поведения и наказания за нарушение закона.
Вспомним жителей Кавказа со своей кровной местью. Здесь и возникает вопрос — не погибает ли мораль в плену гордости? Как-никак мораль и религия — наиболее древние регуляторы отношений между людьми. Конечно, к гордости с точки зрения общественной морали можно подойти с двух сторон: позитивной и негативной. Плохо ли то, что человек гордится любимой, дорогой ему страной, своей национальностью и близкими ему людьми? Это патриотизм. Национализмом данную ситуацию гордости назвать нельзя, так как человек так же гордится достижениями, помогающими обществу другой страны и национальности.
Как мы уже говорили, существует и другая сторона гордости, когда человек считает, что он лучше других во всём. Хочу привести пример яркого описания такой ситуации в сказке А.С. Пушкина «Спящая красавица». Душевное состояние мачехи нарушено тем, что её падчерица красивее, чем она. И даже несмотря на то, что её муж, отец падчерицы, любит дочь отцовской любовью, жена вынести это не может, не даёт гордость. Именно гордость ведёт её даже к убийству (жаль, что гордость иногда может быть сильней любви). Как видим, слова этой песни дают чёткое определение гордости. В то же время от искренности гордость отличить порой невозможно. Особенно это часто наблюдается среди творческих людей. И определить обществу, что явилось критикой какого-либо творческого продукта — гордость к Родине или к себе — невозможно.
Мораль — особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними, на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия.
Наше представление об обществе и его морали с гордым характером окажется неполным, если мы не затронем тему о религии, так как, изучая историю, мы понимаем, какое влияние оказывали религия и вера на политику, экономику, социальные сферы общества в разных странах. Говоря о гордости, религия уделяет ей центральное место. Так как считает, что все грехи начинаются с гордости. Алкоголик, например, может понимать, что он живёт аморально, а гордый человек всегда считает себя правым. По словам Священного писания — Бог создал Люцифера весьма разумным существом. И всё же гордость в том, что он может занимать благодаря своему уму место выше, чем сын Божий Иисус Христос, приводят его к анархии. Он считает, что закон лишает выбора. Его имя становится — Дьявол, что в переводе означает «лжец». Несмотря на то, что Адам и Ева недолжны были употреблять плод запретного дерева, Дьявол их надоумил сделать это путём обмана, закрыв глаза на то, что источником главных ориентиров является не гордость, а высшая сила в мире — Бог. Личные характеристики Бога — святость, справедливость, милосердие и другие.
Итак, подведём итоги, касающиеся гордости. Гордость не ставит человека в разумное определение изменения жизненных ситуаций. Эта проблема мешает человеку наслаждаться таким подарком, как жизнь.